Уроки социальной активности

Час общения во 2 классе «Сделай мир добрее!»

Цель: 
формирование нравственного качества личности – доброты.
Задачи:
• Расширить у учащихся значение понятий «добро» и «доброта»;
• раскрыть нравственное содержание понятия «доброты»;
• познакомить с закономерностями проявления «добро» и «доброта» в характере человека и в окружающей жизни;
• показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
• дать нравственную оценку добрым поступкам.
• способствовать развитию объективного отношения к повышению уровня самооценки;
• воспитывать и развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: толковые словари, конверты с заданиями, таблички с названиями поступков, мешочек с сердечками.
Предварительная подготовка:
Дети делятся на две группы и рассаживаются за два больших стола.

Ход мероприятия.

Учитель:
«Доброе утро!» –
Скажешь кому-то,
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.
(О. Бундур )

Я желаю вам добра и думаю, что наше общение будет приятным и полезным.
А начнем мы его с задания.
У вас на столах конверты. Возьмите конверт №1. Вам необходимо составить фразу, подходящую к вступительному стихотворению. Но будьте внимательны: не все слова вам пригодятся.
(Сделай, мир, добрее!, солнце, цветок, дерево, небо, облака)

Какая фраза у вас получилась?

Ученики:
«Сделай мир добрее!»

Учитель:
Вы уже догадались, на какую тему мы с вами будем сегодня говорить?
Ответы детей

Верно, мы будем говорить о добре, о добрых поступках.

Учитель:
Доброта… Добро… Что же это такое?
У вас на столах лежат толковые словари. Откройте их и найдите, что значит слово «добро» и «доброта»

ДОБРО — 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). («Толковый словарь русского языка»)

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Словарь Ожегова)

Учитель:
Доброта – это очень важное, нужное качество, без которого человек не может называться человеком.

С чем можно сравнить добро?

С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цветами, мамой, улыбкой, семьей, другом, красотой, лаской, теплом, счастьем, весельем, жизнью, любовью, праздником, радостью, смехом.

Это всё хорошее, красивое, всё положительное, полезное.

Ученик:
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
(И. Полюшко )
Учитель:
Если бы мы смогли потрогать это качество, то какое оно было бы на ощупь?

теплое, мягкое, нежное, приятное, пушистое.

Учитель:
А вы знаете, что слово «добро» очень древнее, оно является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась русским народом, которые издавна с благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. Даже в древней азбуке буква «Д» называлась «добро».
Именно поэтому оно живо до сих пор, оно вечно. Это подтверждают народные пословицы.

Ученики:
— Без добрых дел нет доброго имени.
— Жизнь дана на добрые дела.
— От добра добра не ищут.
— При солнышке тепло, при матушке добро.
— Доброе слово и кошке приятно.
— Худо тому, кто добра не делает никому.

Реклама 14

Учитель.
Добро, доброта — понятия удивительные. Они сближают людей, как ничто другое.

Как вы думаете, с чего начинается добро?

С доброго слова.

Учитель.
Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.
Возьмите конверт №2. В нем незаконченные фразы и лист с «волшебными словами». Впишите на листик подходящее по смыслу слово.

1 группе
Растает ледяная глыба от слова доброго ……. «Спасибо»
Когда бранят за шалости, мы говорим ……. «Прости, пожалуйста»
И во Франции, и в Дании на прощание говорят: ……. «До свидания!»
Посиди со мной сестра почитай мне, ……. будь добра.

2 группе
Забыл я книжку принести! За это ты меня ……. прости.
Печально сказали мы дяде Никите: «За чашку разбитую нас ……. извините».
На меня отцу не жалуйся, я прошу тебя: ……. «Пожалуйста».
Если больше есть не в силах, скажем маме мы: ……. «Спасибо»

Ученики зачитывают получившиеся фразы.

Учитель:
А вы часто употребляете добрые слова?

Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?
Внимательно послушайте стихотворение.

Ученик:
Закон доброты

Подумайте сами, ребята,
случается так почему –
котенка один обижает,
другой лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки
старается сбить наповал,
другой, чтобы выходить пташку,
с земли воробья подобрал.

Один ранит палкой лягушку,
в костер ее тащит живьем,
а кто-то из лужи-ловушки
мальков перенес в водоем.

Подобных примеров немало,
подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,
у всех доброта в сердце есть!
(Е. Андреева)

Учитель:
Так по каким же действиям человека можно судить о том, добрый он или нет?

По добрым поступкам человека.

Учитель:
Ребята, а вы когда-нибудь совершали добрые поступки?
Подумайте и запишите, какие добрые дела вы делали в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе.
Каждый ваш добрый поступок я буду класть в Мешочек доброты.

Дети записывают на сердечках свои добрые дела, зачитывают и кладут в мешочек.

Учитель:
Посмотрите, какой у нас полный мешочек получился, мы его оставим в классе и будем продолжать наполнять нашими добрыми поступками.

Добрые поступки – это лекарство, спасение от всего дурного. Чем больше мы будем делать добра, тем больше его будет в нас оставаться.

Добрые слова…Добрые поступки…. А добрый человек…
Что он такого делает, что мы его называем добрым?

ответы детей

Ученики:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту всегда.

На клумбе цветок, его листья повисли.
Грустит он … о чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.

А что же сестрёнка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке!
И ты обернулся ретивым конём-
Галопом сестрёнка помчится на нём!

Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать её думы, заботы.
«Вернусь, хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять».

И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись, домой:
— Да это, как в сказке, волшебник, ты мой!

Учитель:
Почему мама назвала мальчика «волшебником»?

Мальчик совершал хорошие поступки.

Учитель:
А в жизни бывает разное, посмотрите сценку определите добрые и плохие поступки.

Сценка.
Обсуждение.

Учитель:
Давайте продолжим копить добрые дела. К доске прикреплены таблички с добрыми и плохими поступками. Вы подходите по очереди к доске и снимайте таблички с обозначением плохих поступков до тех пор, пока на доске не останутся только определения хороших поступков.

Брать без спросу чужие вещи.
Заботиться зимой о птицах.
После игры убирать в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши.
Не помогать взрослым.
Дёргать за хвост собак или кошек
Бросать камни в птиц.
Обижать тех, кто младше и слабее.
Не уступить место в автобусе.
Ломать ветки деревьев и кустов.
Помогать там, где нужна моя помощь;
Заботиться о близких;
Выручать друзей в беде;
Улыбаться тем, с кем общаешься;
Защищать тех, кто слабее.

Учитель:
Что бы вы еще хотели добавить к написанному на доске?

Ответы детей.

Наши добрые поступки помогут сделать мир добрее? Почему?

Ученик:
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга —
С добром всегда светла душа.

Учитель: 
Чтобы радость людям дарить, надо быть добрым. В каждом из нас есть
маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна и вам
самим, и близким вам людям, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает.

Встаньте, пожалуйста. Закройте глаза и представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики. Под его лучами вы становитесь добрее, умнее, внимательнее друг к другу.
вытяните ручки, как лучики, пошлите солнечные приветы маме, папе и всем близким людям, пожелайте мысленно им здоровья и радости. И ещё пошлите добрые лучики всем людям Земли: пусть они любят друг друга и берегут мир.
А теперь соединим ручки, создадим солнечный круг, подарим его друг другу.

Дарите всем по солнышку
Частичку света, доброты
Слова любви и нежности
Дарите людям как цветы.
(продолжают держаться за руки)

Делать добро очень приятно и радостно. Правда? Да! Молодцы!

Ученики читают по 2 строчки:
Добрым быть довольно просто!
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть довольно просто!
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Учитель:
Спешите делать добро приветствием, сердечным словом поддержки, душевным поступком. Пусть для вас и для всех окружающих мир станет добрым, мягким, живым и пушистым

Урок доброты

7  класс МБОУ Михайловская средняя школа

Классный руководитель Н.В.Маркина

Цель:

формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом,

развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

воспитание культуры общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка

Задачи:

– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать

– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Методы проведения – поисковые

— дискуссионные

— игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре)

 

Ход классного часа:

  1. Организационный момент (слайд1)

Добрый день, ребята, уважаемые коллеги и гости! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, к кому обращаемся, добра и радости. Пусть этот день станет счастливым и радостным!

(Слайд 2)

Амаль:

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

 

София:

А можно так: на рассвете встать-

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

 

Сегодняшний классный час – это урок доброты. Что такое добро? Кого можно назвать добрым человеком? Над этими вопросами задумались и наши предки: бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки. О добре будут размышлять и ваши дети и внуки.

 

Итак, что такое добро?

 

Добро – это что-то хорошее, приятное.

Добро – это красивое, радостное.

Добро – это солнце, весна, улыбка, мама и папа.

Добро – это помощь, забота.

Добро – это когда люди помогают друг другу.

 

Послушаем, что писали о доброте известные люди: (слайд3)

 

Добро – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой – М. Твен

Доброта для души то же, что здоровье для тела – Л. Толстой

Из всех добродетелей и достоинств души — величайшее – доброта – Ф. Бэкон

Доброта – качество, излишек которого не вредит – Голсуорси.

 

Кто же делает добро? – Человек.

 

Кого мы можем считать добрым человеком? Завершим фразу: Добрый человек – это тот, кто…

 

помогает другим людям

 

помогает не только людям, но и животным

 

бережет и охраняет природу

 

воспитан, честен

 

Посмотрим на слайд, правильно ли мы сказали. (Слайд 4)

 

 

Достаётся недёшево Может, строишь ракету?

Счастье трудных дорог. Гидростанцию? Дом?

Что ты сделал хорошего? Согреваешь планету

Чем ты людям помог? Своим мирным трудом?:

Этой мерой измерятся

Иль под снежной порошей

Все земные труды… Жизнь спасаешь кому?

Может, вырастил деревце Делать людям хорошее-

На земле Кулунды? Хорошеть самому.

 

В стихотворениях вы услышали вопросы: Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? Расскажем о своих добрых делах. (Слайд 5)

 

Мы подобрали щенка

 

Я забочусь о своей младшей сестре

 

Я кормлю зимой птиц

 

Приведем примеры проявления доброты из литературных произведений.

 

В.Распутин. «Уроки французского» — уроки доброты

 

М.Шолохов. «Судьба человека»

Рассмотрим ситуацию:

Живут два человека. У каждого — десять хороших друзей.

Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом, и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. А когда друзья обращаются к нему за помощью, он всегда отказывает им.Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.

Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.

С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?

Вывод :Все люди очень разные…. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься. Спешите делать добрые дела! (Слайд 6)

Сейчас мы проведем тест “Добрый ли я” . Каждый из вас сможет проверить, какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

Давайте рассмотрим бланк ответов ( слайд 7)

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”.

Вы работаете по заполнению анкет, а я озвучу вопросы:

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Объясняю, как правильно подсчитать баллы ( слайд 8)

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты: (Слайд 8)

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Все время, пока существует человек, это качество- доброта- ценилось всегда. Еще в поучении Владимира Мономаха мы читаем: “А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего… Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово”.

Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?

Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)

Добрые слова — это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим. В конце нашего классного часа должен расцвести цветок доброты.

Элина:

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.

Сейчас я буду читать стихотворение, а ваша задача — досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро —
При встрече здороваться … (“Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: … (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: … (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго … (“Спасибо!”) 
Когда бранят за шалости, Мы говорим: … (“Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: … (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вывод: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. (Слайд 9)

Народная мудрость гласит: “Жизнь дана на добрые дела”. Спешите их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь. Ведь недаром народ придумал так много пословиц и поговорок о добре. Давайте вспомним их.

Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицыв первом столбике из второго столбика должны подобрать подходящее по смыслу продолжение. Как только сделали, поднимаем руку и читаем.

1. Доброе слово

и кошке приятно.

2. Не одежда красит человека,

а его добрые дела.

3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

 

4. Не хвались серебром,

а хвались добром.

5. Кто добро творит.,

того Бог отблагодарит.

6. В ком добра нет.,

в том и правды мало.

7. Не ищи красоты —

ищи доброты.

 

8.Будь добрым с тем,

 

9. Доброта – язык, на котором немые

 

 

 

10. Доброта лучше

11. Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро,

кто от тебя зависит.

 

могут говорить и некоторые глухие слышать.

 

красоты.

 

 

тому нет времени быть добры

 

 

А в завершении классного часа, что бы цветок добра раскрыл свои лепестки, ещё раз скажем, какие уроки доброты вы сегодня получили:

  • помогать там, где нужна моя помощь
  • понимать другого
  • заботиться о близких
  • выручать друзей в беде
  • не ссориться
  • улыбаться тем, с кем общаешься
  • сочувствовать

 

Звучит песня «Дорога добра» в исполнении обучающихся 7 класса.

 

 

Смотреть курс

Классный час «Добро и зло», 10-11 класс

Тема. Добро и зло

Задачи, расширять знания о таких качествах, как добро и зло; обучать умению вести дискуссию; провести профориентационную работу; развивать творчество; поднять проблему добротворчества; подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела.

Подготовительная работа: подбор литературы по теме; задания учащимся по изучению темы; творческие задания; приглашение гостей; работа с психологом (тренинг, тест); распечатка раздаточного материала; подготовка кинофрагментов.

Участники: учащиеся; классный руководитель; гости (человек, спасший чью-то жизнь; работник уголовного розыска); лаборант ТСО.

Ход мероприятия

Мир не без добрых людей.

В начале классного часа ребята получают карточки с перечнем качеств: бережливость, благородство, гуманизм, ум, доброта, непосредственность, ответственность, справедливость, терпимость, щедрость, честолюбие, принципиальность; ребятам предлагается расставить цифры в порядке значимости для них перечисленных качеств.

Цифра перед словом «доброта» обводится кружочком (для быстрого изучения результатов классным руководителем). Все остальное используется для последующего анализа значимости нравственных качеств для учащихся класса.

Звучат стихи (в это время классный руководитель и психолог изучают результаты).

Добрые люди

Там, где судьба подводила,

Жестче косилась и злей,

Голодом, стужей морила,

Мама моя говорила:

— Мир не без добрых людей.

 

Думаю, словно о чуде:

В те роковые года

Сколько вас, добрые люди,

Добрых по самой по сути,

Рядом случалось всегда!

 

Всех обвывали метели,

Бедами равно грозя,

Но от чужой от потери

Вы отводить не умели

В сторону ваши глаза.

 

Жизнь меня била и мяла

И в круговерти своей

Просто дохнуть не давала,

Но разглядеть не мешала —

Мир не без добрых людей.

 

Как я хочу, чтоб на свете

Рядом с душою моей,

Слово не бросив на ветер,

Кто-то, хоть кто-то б отметил:

Мир не без добрых людей.

И. Ляпин

Классный руководитель. Мне приятно осознавать, что такое качество, как доброта, располагается в вашем перечне далеко не на последнем месте. С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: «Что такое — хорошо и что такое — плохо?» Хорошо и плохо — это прежде всего — добро и зло. Если говорить о них как о моральных качествах, то они обычно рассматриваются в свете отношений между людьми. Те или иные действия одних людей имеют определенную значимость для других людей: положительную или отрицательную. При этом надо отметить, что человек — существо разумное, и значит, неся добро или зло, он действует сознательно.

В чем же назначение добра в жизни человека? Для чего оно? Почему люди делают добро друг другу? Что это такое — добро?

Реклама 14

Учащиеся:

— Добро — это особая, отличная от других форма человеческих отношений.

— При наличии добрых отношений у людей появляется духовное единение, устанавливается нравственная связь, происходит слияние положительных мыслей, лучших порывов человеческой души и конкретных добрых дел.

Классный руководитель. Вы правы, ребята, добро важно не в абстрактной форме, не на словах, а именно в своем проявлении, в конкретных делах и условиях. Какой вид помощи при этом оказывается?

Учащиеся:

— Если мы говорим о добре в моральном смысле этого слова, то значит, помощь должна оказываться бескорыстная. Обычно человек за такую помощь не ожидает никакого вознаграждения.

— В данном случае люди должны поступать так, как бы они хотели, чтобы другие люди поступали по отношению к ним.

Классный руководитель. С вопросом бескорыстия мы разобрались. А что мы понимаем под словом помощь?

Учащиеся:

— Это содействие другим людям в каком-то виде деятельности.

— Иногда мы поддерживаем людей в их взглядах, речах, действиях, сложных жизненных ситуациях.

— Мы защищаем людей от чьих-то нападок, клеветы; выручаем их в кризисной финансовой ситуации, предлагаем свою помощь в разного рода делах.

— Человек еще и спасает другого человека. Я говорю сейчас о таком виде помощи, когда спасают человеческую жизнь. Такая помощь помогает избежать трагического исхода.

Классный руководитель. Сейчас я хочу представить вам человека, который именно так и поступил. Он спас другую жизнь.

(Гость ведет свой рассказ.)

Учащийся. Должен сказать, что ты мужественный и сильный человек. Сильный — добротой своей души.

Классный руководитель. Да, ребята, доброта — это признак сильной личности. Об одних людях говорят, что они добрые (как о нашем герое), для других подбирают эпитет «добренький». Кто же они, эти «добренькие»? Как их распознать?

Учащиеся:

— Добренькие бывают обычно добрыми только на словах. Они говорят и обещают много, они вам улыбаются, с ними приятно беседовать. Но куда все девается, когда дело доходит до конкретных поступков, непосредственной помощи? Такие люди находят сотню убедительных оправданий своему бездействию. Мне пришлось тоже в этом убедиться.

Добрым добренький казался,

Навязался, улыбался,

Клятвы медом поливал.

Но куда все это делось,

Когда слова дошли до дела?

— Добрый человек не пустословен. Он делает добро не для звона, а для блага другого человека. И еще потому, что в нем заложено здоровое нравственное начало. А поэтому, сделав добро другому, он и себя ощущает счастливым. Не зря же говорят, что «злой плачет от зависти, а добрый — от радости». Добро — оно спокойное и немногословное. Народная мудрость гласит: «Добро — не лихо, ходит тихо».

Классный руководитель. А какие еще пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете? (Ребята говорят, комментируют.)

Учащиеся:

— Всяк добр, да не до всякого.

— Добра желаешь — добро и делай.

— Добро на худо не меняют.

— Доброе дело без награды не остается.

— Доброе смолчится, худое молвится.

— Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

— Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.

— Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

— Добрые вести прибавят чести.

— Добрые чувства — соседи любви.

— Не ищи красоты, ищи доброты.

— От твоего бобра никому нет добра.

— Добро прощай, а зло порицай.

Классный руководитель. Итак, мы остановились на порицании зла. Зло противостоит добру. Между ними идет постоянная борьба. И, к сожалению, зло нередко выходит победителем в этой борьбе. Почему же так происходит?

Учащиеся:

— Потому что для того, чтобы причинить кому-то зло, требуется меньше усилий, его совершать проще, чем добро. Делать добро — это значит прилагать усилия своего ума, души, а также усилия физические, финансовые и др. Далеко не каждому это по нраву, а значит, и не по моральным силам. Ведь самое главное в этом процессе добротворчества — это ваша душа. Если она у вас трудится постоянно (в моральном плане), если вы не загрязняете ее черными мыслями, завистью, злостью, значит, вы способны на добрые дела.

— Я интересуюсь этой темой и прочитал, что иногда возникает полемика по вопросу существования добра и зла в качестве двух полюсов моральной действительности. Доходит даже до того, что аргументируют существование добра лишь постольку, поскольку в мире существует зло.

Классный руководитель. Ребята, разве можно согласиться с тем, что добро имеет смысл только из-за существования зла? Оно, конечно, противостоит существующему злу. Но разве зло всегда обязательно для того, чтобы делать добро? Если зло исчезает, разве добро прекращает свое существование? Добро — категория нравственная. А нравственные качества человека побеждают и даже способствуют предупреждению появления возможного зла.

Учащаяся. Я согласна. Считаю, что зло не имеет права существовать для того, чтобы противопоставлять ему добро, придавать ему (добру) смысл и возвеличивать. Стоит только вспомнить о лагерях смерти и злодеяниях нацистов во время Второй мировой войны. Неужели можно сказать, что людей надо было сжигать для того, чтобы потом кто-то мог делать добро оставшимся в живых? Это звучит жутко, не по-человечески.

Классный руководитель. В людях существует вера, что зло можно победить. Может быть, в будущем они научатся справляться с ним, предупреждать его, как они это делают сейчас с болезнями и некоторыми природными явлениями. В романе Ч. Лмирэджиби «Берега» есть такая мысль: «… назначение человека не только в том, чтобы победить зло, но и обратить его в добро!» Ф.М. Достоевский, всегда поднимавший в своих произведениях острые моральные проблемы (и в частности проблемы добра и зла), писал: «Люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».

Учащийся. Но ведь на земле столько зла и злых людей, творящих его, что невольно начинаешь задумываться о том, каков же человек по своей природе: добрый или злой. Так какой же он, человек?

Классный руководитель. Есть три разных мнения по этому вопросу: добрый, злой, и не добрый и не злой. А как вы считаете?

Учащиеся:

— Думаю, что в людях больше зла и зависти, чем доброты. Иначе мир к XXI веку стал бы уже стабильнее и спокойнее.

— Уверена, что человек по своей природе — существо доброе. Злым его, чаще всего, делают обстоятельства.

— Считаю, что злого человека можно сравнить с больным. Ведь его гоже сжигает своего рода болезнь: зависть, неудовлетворенность, низменные желания. А если еще все это происходит на фоне успехов человека, к которому злой испытывает антипатию? В этом случае уже можно говорить о тяжелой болезни. Но гак же как здоровых людей на земле больше, чем больных, так же и добрых больше, чем злых.

Классный руководитель. Согласна с тобой в том смысле, что добрый человек является нравственно здоровым человеком, а злой — это аномалия и нравственная болезнь. Нравственность рождается вместе с человеком. Она сопровождается добром и хорошими поступками. Пранравственость можно наблюдать даже в поведении животных, значит, она имеет биологические корни. Если же люди нравственно больны, то это никак не означает, что они нравственно нездоровы уже с момента своего рождения. Незакаленные в нравственном отношении (из-за пробелов в воспитании, постоянных стрессов и других неблагоприятных жизненных обстоятельств) умы, сердца и души людей начинает разъедать злость. Случалось ли подобное с вами? Задумывались ли вы над тем, насколько вы добры?

Психолог.  Все мы, конечно, разные: сочувствующие и беспощадные, готовые отдать последнее обездоленному и те, у которых снега зимой не выпросишь. К какой категории вы относите себя?

(Психолог предлагает проверить себя тестом «Добры ли вы?»)

Тест «Добры ли вы?»

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шуточки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, Ю, 12.

Вы набрали больше 8 очков.

Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.

Вы набрали от 4 до 8 очков.

Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков.

Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

Психолог. А сейчас вы можете сверить свои мысли и представления о себе как о человеке с результатами анкетирования. Так ли вы добры, как вам это казалось? Или вам еще предстоит заниматься добротворчеством, чтобы соответствовать высокому званию «человек?»

Классный руководитель. Есть такой термин «добротворчество». А что он означает применительно к нашей повседневной жизни?

Учащиеся:

— Думаю, что это — работать добросовестно, заботиться о своих близких и не мешать делать то же самое другим людям. Может, кто-то скажет, что этого мало. Но я придерживаюсь иного мнения, потому что жить именно так может далеко не каждый. Так получается только у людей с доброй душой и чутким сердцем.

— Некоторые люди, идя к своей цели, сметают, как говорится, все и вся на своем пути. Человек может достичь своей цели и в каком-то смысле может быть даже полезен обществу. Но ведь общество — это мы, люди. В таком случае, как насчет тех, кого он обижал, унижал, расталкивал, что называется, локтями, идя к своей цели?

— Согласен, каждый человек стремится достичь определенных благ. Разумеется, что он делает это не без корысти. Но если он добивается многого не принося другим зла, то считаю, что ему и дальше можно идти по жизни с чистой совестью.

— И еще есть категория людей, которые делают добро просто по доброте душевной. Это какая-то внутренняя потребность. Ведь человек не ожидает ни награды, ни благодарности за все сделанное. Вот оно, это проявление природной нравственности (ребята приводят примеры из жизни своих близких, друзей, знакомых).

Далее идет просмотр эпизодов художественного кинофильма «Заплати другому» об идее добротворчества американского школьника, его конкретных делах и той цепной реакции доброты, которую они вызвали. При обсуждении делается акцент на мысли о том, что некоторым людям нужна помощь для осознания необходимости сделать доброе дело или поступок. Потому что некоторые люди просто не решаются действовать. Надо помочь им осознать все положительные или отрицательные (в результате их бездействия или нерешительности) последствия своего поведения в определенных жизненных ситуациях.

После обсуждения учащиеся продолжают:

— Но зло в мире существует. И его не так мало, чтобы относиться к этому вопросу спокойно и надеяться на добрые дела и поступки добрых людей. Вот и финал этой мелодрамы печальный. Что же делать, как с ним (злом) бороться?

Классный руководитель. Л.H. Толстой говорил о непротивлении злу насилием. Он прав в том смысле, что в большинстве случаев в жизни больше нормального, чем аномального, больше доброты, чем зла. Но есть люди, которые посвящают всю свою жизнь борьбе со злом. Для некоторых это стало профессией. Вот и сегодня я хочу вас познакомить с таким человеком. Это сотрудник уголовного розыска… (Ф.И.О.).

Гость рассказывает о борьбе с преступностью как об одном из зол нашего общества, приводит примеры. Но заостряет внимание на том, что обычный человек, не профессионал, не может и не в состоянии отдавать все свои силы борьбе со злом. Иначе он будет переполнен отрицательными эмоциями, лишит себя нормальной жизни. Это совсем не означает, что не надо бороться против конкретных случаев проявления зла. А наилучшим способом является профилактика, его предотвращение (рассказывает о проводимых мерах, заостряя особое внимание на необходимости вести здоровый образ жизни).

Если ребят заинтересовал гость и его профессия, они могут задать вопросы:

— В каком плане вам труднее: материальном или моральном?

— Почему выбрали эту профессию?

— Какие качества необходимы, чтобы работать в уголовном розыске?

— Где можно этому научиться?

— На какие предметы надо больше обратить внимание?

— Как нормирован ваш рабочий день? Ведь не зря же о вас говорят, что у вас «служба — дни и ночи»?

— Какие еще трудности?

— Не возникала ли у вас мысль о перемене профессии?

Классный руководитель. Философ И.А. Ильин утверждает, что со злом надо бороться силою, т.е. применяя насильственные действия. Он прав в том смысле, что в жизни есть и такие ситуации, когда по-иному разобраться просто невозможно (например, освободительные войны). А если говорить о повседневной жизни, то надо отметить, что человек по своей натуре все-таки добр. Мы уже услышали, что бывает так, что преступление совершается и не по злому умыслу. Другое дело, что преступление — это всегда преступление и, естественно, что совершивший зло должен быть наказан.

Учащиеся:

— Хоть и не так много, но в жизни все-таки встречаются злые люди, я считаю, просто от природы. Им плохо, когда кому-то хорошо. Им хочется захватить все: деньги, славу, почести, и если бы они могли, то прихватили бы и удачу. Да в радость ли она, такая жизнь?

Он мрачен, зол, завистлив,

Не в радость все ему.

Всю славу, деньги, почесть —

Все только одному.

 

Но так же, как поутру

Не зря горит заря,

Разделено все в мире

Между людьми не зря.

 

Одни прославятся в труде,

Другим — за подвиг слава.

Таким вот равновесием

Крепка наша держава.

 

Распределяет жизнь добро,

Чтоб каждому в чем-то везло.

Сделай добро — сам станешь лучше.

Радость от этого получишь.

— Во многом согласна с тобой. Но ведь есть такая пословица: «За добро злом платят». Я раньше думала, что такое невозможно, пока не столкнулась с таким фактом в своей жизни (пример оглашается по желанию выступающего). Как же быть в таком случае?

Классный руководитель. Прежде всего надо учиться житейской мудрости и не расстраиваться. Каждый знает, что в жизни далеко не всегда все гладко и правильно. Не надо расстраиваться из-за того, что ты не в силах изменить. А если один человек не смог оценить по достоинству твой поступок, то это еще ничего не значит. Возможно, твоя помощь отозвалась добром в ком-то другом? Ведь не зря же в последнее время все чаще приходят к мысли, что добро — это какой-то особый вид энергии, который еще не изучен в достаточной мере. Энергия вашей доброты не исчезает. Она накапливается и потом вдруг приходит к вам, возвращается благодарностью. Это то, что мы иногда называем удачей. Мы говорим в таких случаях: «Здорово! Мне повезло!» а может, к вам просто вернулась ваша доброта?

Учащийся. Считаю, что, по крайней мере сегодня мы не имеем никакого морального права просто поговорить о добре и разойтись. Потому что одно из правил добра — это его выражение в поступке. Вот я и предлагаю закрепить наш разговор таким поступком. Добро предполагает милосердие.

(Учащиеся намечают конкретные дела: помощь в больнице, ветеранам и т.д.)

Классный руководитель. Ребята, вот нам и представится возможность подтвердить народную мудрость: «Мир не без добрых людей».

 

Запись опубликована в рубрике родителям. Добавьте в закладки постоянную ссылку.