Страница учителя русского языка и литературы Осиповой Л. Г.

           Урок русского языка в 7 классе по теме

                       «Понятие о деепричастии»

ТИП УРОКА: урок формирования и первичного закрепления новых знаний

ЦЕЛИ УРОКА:

— Обучающие:

1. анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию

2. формировать орфографическую компетентность учащихся

3. формировать умения отличать деепричастие от других частей речи

— Развивающие:

1. Развитие чувства языка посредством анализа текстов разных стилей

2. развитие учебно-информационных и коммуникативных умений

3. развитие умения давать самооценку своей деятельности

— Воспитательные:

1. формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины

2. содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Планируемые результаты:

Предметные — проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают морфологические признаки глагола, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.

Метапредметные:

— Личностные — выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

— Познавательные — воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

— Регулятивные — принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершенияна основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

— Коммуникативные — умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)

  1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

– Ребята, начнем наш урок с игры.

Я, ты, он, она —

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Мы с тобой друзья.

— Давайте с хорошим настроением продолжим урок

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание.На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)

2. Стадия вызова

— Легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть?

— Русский художник А. И. Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это «Лунная ночь на Днепре».(слайд с репродукцией картины)

-Соберём рабочий материал к картине. Запишем в строчку.

1) манит, открывать, поднялся, затягивая

2) высоко, изогнув, темно, вверху

3) разорванные, сияющий, раскинувшись, замирая

— Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание.

— А теперь поиграем.

ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

— Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.

— Обсудите всё, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку «Знаю» маркировочной таблицы.

(Таблица — ЗХУ.Цель её применения: 1) обучение умению определять уровень собственных знаний; 2) пробуждение интереса к получению новой информации; 3) обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями)

Проверка.

— Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.

(Заполняют графу «Хочу знать»)

3. Осмысление содержания

Деятельность учащихся.

— Обратимся к учебнику.

а) читают параграф, делают в тексте пометки:

V — знаю

+ — узнал новое

! — удивило

-Обсудим. (В это время попросить учащихся подготовить 4 вопроса — по 2 каждому двум парам)

КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ.

В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая?

Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, т.к. не изменяется.

Проверка вопросов.

— Заполните колонку «Узнал новое». Проверка.

— Кто попробует создать кластер деепричастия?

Пример составленного кластера

(Приём «Кластер» используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием)

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. РЕФЛЕКСИЯ

Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.

— Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях:

Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.

— Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию. Какая часть речи перед вами?

Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?

— Дополним таблицу, что узнали нового.

КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ: анализ художественнного текста.

— Прочитайте вначале про себя. Прочитайте выразительно.

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С тёмно-лазуревой ризы

Сыпались звёзды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ её отражая;

Рожь наклонялась сильнее,

Пахла трава луговая…

Трепет чуть шепчущих листьев

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели. (А. Плещеев)

— Что вы представили, когда читали стихотворение?

— Найдите в тексте деепричастия(сильным — словосочетание с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют(текст проецируется на экране), какой объект действуют в предложении?

Проверка.

— Деепричастия помогают поэту изобразить картину ночи? Как?

— Обратите внимание, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного изображения картины летней ночи.

— Какой термин вы бы предложили для обозначения словосочетания с деепричастием?

Оцените себя:

а) Нашёл деепричастие правильно

б) Нашёл деепричастие неверно

3) Вызвало затруднение:

— не мог отличить деепричастие от глагола

— не мог отличить деепричастие от причастия

5. Подведение итогов урока. Работа с табличками

— Итак, что нового узнали?

— Что вас удивило на уроке?

— Какую оценку вы бы себе поставили?

6. Домашнее задание: Параграф, упр. по учебнику или текст с использованием деепричастий на тему: «Ночь на картине Куинджи»