Урок русского языка в 7 классе по теме
«Понятие о деепричастии»
ТИП УРОКА: урок формирования и первичного закрепления новых знаний
ЦЕЛИ УРОКА:
— Обучающие:
1. анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию
2. формировать орфографическую компетентность учащихся
3. формировать умения отличать деепричастие от других частей речи
— Развивающие:
1. Развитие чувства языка посредством анализа текстов разных стилей
2. развитие учебно-информационных и коммуникативных умений
3. развитие умения давать самооценку своей деятельности
— Воспитательные:
1. формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины
2. содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал
Планируемые результаты:
Предметные — проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают морфологические признаки глагола, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.
Метапредметные:
— Личностные — выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося
— Познавательные — воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения
— Регулятивные — принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершенияна основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
— Коммуникативные — умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)
- Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
– Ребята, начнем наш урок с игры.
Я, ты, он, она —
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой друзья.
— Давайте с хорошим настроением продолжим урок
(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание.На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)
2. Стадия вызова
— Легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть?
— Русский художник А. И. Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это «Лунная ночь на Днепре».(слайд с репродукцией картины)
-Соберём рабочий материал к картине. Запишем в строчку.
1) манит, открывать, поднялся, затягивая
2) высоко, изогнув, темно, вверху
3) разорванные, сияющий, раскинувшись, замирая
— Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание.
— А теперь поиграем.
ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
— Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.
— Обсудите всё, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку «Знаю» маркировочной таблицы.
(Таблица — ЗХУ.Цель её применения: 1) обучение умению определять уровень собственных знаний; 2) пробуждение интереса к получению новой информации; 3) обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями)
Проверка.
— Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.
(Заполняют графу «Хочу знать»)
3. Осмысление содержания
Деятельность учащихся.
— Обратимся к учебнику.
а) читают параграф, делают в тексте пометки:
V — знаю
+ — узнал новое
! — удивило
-Обсудим. (В это время попросить учащихся подготовить 4 вопроса — по 2 каждому двум парам)
КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ.
В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая?
Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, т.к. не изменяется.
Проверка вопросов.
— Заполните колонку «Узнал новое». Проверка.
— Кто попробует создать кластер деепричастия?
Пример составленного кластера
(Приём «Кластер» используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием)
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. РЕФЛЕКСИЯ
Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.
— Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях:
Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.
— Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию. Какая часть речи перед вами?
Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?
— Дополним таблицу, что узнали нового.
КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ: анализ художественнного текста.
— Прочитайте вначале про себя. Прочитайте выразительно.
Ночь пролетела над миром,
Сны на людей навевая;
С тёмно-лазуревой ризы
Сыпались звёзды, сверкая.
Радостно волны журчали,
Образ её отражая;
Рожь наклонялась сильнее,
Пахла трава луговая…
Трепет чуть шепчущих листьев
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
В воздухе тихом звенели. (А. Плещеев)
— Что вы представили, когда читали стихотворение?
— Найдите в тексте деепричастия(сильным — словосочетание с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют(текст проецируется на экране), какой объект действуют в предложении?
Проверка.
— Деепричастия помогают поэту изобразить картину ночи? Как?
— Обратите внимание, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного изображения картины летней ночи.
— Какой термин вы бы предложили для обозначения словосочетания с деепричастием?
Оцените себя:
а) Нашёл деепричастие правильно
б) Нашёл деепричастие неверно
3) Вызвало затруднение:
— не мог отличить деепричастие от глагола
— не мог отличить деепричастие от причастия
5. Подведение итогов урока. Работа с табличками
— Итак, что нового узнали?
— Что вас удивило на уроке?
— Какую оценку вы бы себе поставили?
6. Домашнее задание: Параграф, упр. по учебнику или текст с использованием деепричастий на тему: «Ночь на картине Куинджи»